slawademin (slawademin) wrote,
slawademin
slawademin

Categories:

НОВОСТИЛЬНИКИ И СТАРОСТИЛЬНИКИ



Наступил 2020 год от Рождества Христова, но не все признают новогоднее 1 января, считая, что Новый год наступит лишь через тринадцать дней. В этом убеждены все православные старостильники, живущие по Юлианскому календарю, который называется церковным. И хотя я тоже старостильник, но не могу считать живущих вместе со всем мiром по гражданскому или Григорианскому календарю еретиками, изменниками, вероотступниками или апостатами. Многие православные старостильники почему-то называют сей гражданский Новый год либо «большевицким», поскольку новый стиль был утверждён в 1918-м декретом Совнаркома, либо «новогодобесием» и даже «сатанизмом», хотя ни к большевикам, ни к бесам, ни к каким-либо другим слугам сатаны этот календарь никогда не имел никакого отношения. Следование Григорианскому календарю – это не ересь и не апостасия, поскольку оно не имеет отношения не только к вере, догматам или канонам, но даже к обрядности. Давайте разберёмся.
По-прежнему не смолкают споры о правильности или неправильности двух календарей, по которым живут христиане разных конфессий во всём мiре. Мало нам других глобальных и формальных разногласий, так нашли ещё один повод для разделения. Камнем преткновения у многих православных христиан, например, у приверженцев российско-имперской церкви, стал календарный вопрос, превратившийся если не в догмат, то уж точно в один из главных критериев «истинности веры» или «отступления от истины». Разумеется, я имею в виду лишь истинно-православных христиан (ИПХ), зарубежников из разных осколков РПЦЗ, катакомбников из разных ветвей руской ИПЦ, автокефалов из РПАЦ, приходов греческой ИПЦ и других поместных церквей, а также старообрядцев из разных поповских согласий, но только не псевдо-православных сергиан из советско-имперской секты РПЦМП им. Сталина, которую он же основал. Для последних старый стиль неотъемлемая часть ортодоксального обрядоверия, которое для них также свято, как суббота для июдеев.
После краха России-империи в 1917-м поместная церковь перестала быть прежним централизованным институтом, построенном по авторитарно-имперскому принципу административно-территориального управления, о чём в своём постановление №362 от 20 ноября 1920 г. написал патриарх Тихон (иногда его называют патриаршим указом о децентрализации во время гонений). Однако не все понимали смысл сего постановления-указа, поскольку не могут представить себе церковь вне государства и опеки власти, а главное без централизованно-иерархического управления сверху вниз. Сказывается многовековое влияние «симфонии» церкви и царства, построенных по одному принципу вертикали власти. Все попытки руской иерархии хоть как-то сохранить прежнюю административную структуру были тщетными, особенно в условиях подполья (катакомб). Только за рубежом в безопасных условиях иерархам временно удалось создать некое подобие Синода, как бы представлявшего собой основу не только Российской церкви, но и царства, нашлась и подходящая кандидатура на роль царя в лице Вел. Князя Кирилла. И хотя из этой затеи ничего не вышло сама идея восстановления российской монархии ещё долго оставалась приоритетной для РПЦЗ, которая считалась преемницей старорежимной российско-имперской церкви. Впрочем, «карловчанам», сохранившим дореволюционный синодальный дух, всё равно не удалось воссоздать прежнюю форму. Вместо них это сделали сергиане, которые с помощью чекистов по приказу самого тварища Сталина восстановили не только административно-имперскую структуру, но и саму «моспатриархию», только теперь уже не российско-имперскую, а советско-имперскую с прежней атрибутикой, в том числе и календарём. Почему-то в этом вопросе тварищ Ленин с его новостильной реформой был для них уже не указ. Видимо очень хотелось стать наследниками дореволюционной иерархии если не по содержанию, то хотя бы по форме. И царь-ампэратор хоть рябой и сухорукий да с кавказским акцентом, но уже был сидел в Кремле, занимаясь построением новой собственной империи. Ну и причём же тут старый календарь? – спросите вы. – Пусть сергиане=сталинисты ведут отчёт времени от кого угодно, хоть от Сталина хоть от Каина хоть от Иуды. Какое дело нам, христианам до их обрядоверия?! Всё верно, нам действительно никакого дела до них нет, но ведь к старастильникам принадлежат не только они, ППС (псевдо-православные сергиане), но и мы, ИПХ (истинно-православные христиане), среди коих немало «кальндаборцев».
Споры о календаре возникли ещё при законном российском патриархе Тихоне, который, не боясь обвинений в модернизме и новостильничестве, ввёл с 15 октября 1923 г. новый стиль, только не по Григорианскому, а по Новоюлианскому календарю, который от него практически не отличался и уже вводился во многих поместных церквях. Правда и месяца не прошло, как от нововведения пришлось отказаться по причине внутри-церковных нестроений, прежде всего из-за обновленцев, в последствии ставших сергианами, преданно служивших новой антихристовой власти, которые раньше тихоновцев поспешили перейти на новый стиль, чтобы угодить своим хозяевам-большевикам. Консервативность российского духовенства взяла верх, в итоге приверженность старому стилю стала неким маркером антиобновленчества и антисоветизма, т.е. неприятие нового стиля к вере никакого отношения не имело, а носило исключительно политический характер, став одним из отличительных признаков своих и чужих. И хотя патриарх Тихон и многие архиереи понимали, что Юлианский календарь безвозвратно устарел и многое в нём не соответствует астрономическим познаниям, тем не менее было принято решение отложить окончательное решение календарного вопроса до лучших времён.
Те времена давно минули и многие забыли причину противоречий между приверженцами старого и нового стилей. Однако сегодня как никогда православные христиане вновь ломают копья, высыпая на головы друг друга разные обвинения в ереси и апостасии, будто речь идёт о догматах Символа Веры, будто именно календарный вопрос является краеугольным камнем нашего вероисповедания. Господь ещё древним евреям через Своего пророка говорил, что камнем преткновения на самом деле является Он сам, а не связанные с Ним какие-либо даты, цифры, названия, имена, символы или обряды, которые от времени могут и видоизменяться, но это не должно становиться поводом для вражды между верными: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» (Ис. 8:14).
Поверьте, уж точно не календарные даты или числа являются критерием нашего истинно-православного исповедания, а только истинная любовь к Богу и ближним. Всё остальное фарисейство и обрядоверие, на которых построена советско-имперская МП, всё остальное от лукавого, который находил и всегда будет находить тысячи поводов для того, чтобы разделить нас и властвовать над нами, сталкивая лбами друг с другом. Несколько лет назад у меня с зарубежниками произошёл конфликт, спровоцированный известным писателем то ли патриотом, то ли сексотом, после чего меня отлучили, обвинив в ереси «расизма, гитлеризма и свастизма», которую сей писатель и придумал, ну а я в свою очередь обвинил его и подобных ему иерархов в ереси «цареборчества, крестоборчества и неожидовства». Сейчас смешно вспоминать, как вначале XXI столетия меня словно графа Толстого объявляли еретиком, запрещали общаться со мною, повелевали жечь мои книги, а некоторые особенно рьяные хотели меня самого сжечь в срубе, сожалея, что сейчас не средневековье и еретиков не казнят.  С тех пор много воды утекло, от многих штампов и мифов мне, слава Богу, удалось избавиться, наконец я понял, что никаких ересей кроме уже осуждённых на семи Вселенских Соборах не существует, что апостасия и ересь не одно и тоже, что даже сергианство – это не ересь, а измена или иудин грех, благодаря которому произошло отступление от Бога и создана фальшивая церковь антихриста вместо Церкви Христа.
Какие только поводы для вражды между христианами не придумывал лукавый, и папизм, и цезаризм, и папоцезаризм, и цезарепапизм, и цареславие, и цареборчество, и филеокве, и униатство, и никонианство, и старообрядчество, и имеславие, и имеборчество, и обновленчество, и новостильничество, и старостильничество, и др. малозначительные противоречия, никак не связанные с правдой Божией и совершенно не влияющие на нашу веру, и всё для того, чтобы возвести между нами непреодолимые стены вражды и ненависти. Можем ли мы называться христианами после того, как попались на удочку лукавого, забыв главную заповедь Христа: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). А когда христиане начинают выискивать «отступления от истины» не в верности Христу, а в разномыслии по тем или иным второстепенным вопросам, относящимся к соблюдению формы, полагая, что именно это и есть камень преткновения, например, календарь, тогда они становятся фарисеями. Краеугольным камнем был, есть и останется только Господь наш Iсус Христос, а не Его год, месяц или день рождения или вочеловечивание Сына Божиего, которое мы называем Рождеством Христовым. «Iсус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его» (Мф.21:42-46).
На самом деле существует множество разных календарей, имеющих массу достоинств и изъянов (Шумерский, Вавилонский, Иранский, Египетский, Июдейский, Греческий, Римский, Китайский, Японский, Индуистский, Майя-Ацтекский, Исламский и др.), но нас интересуют только христианские, а их всего четыре – Юлианский, Григорианский, Александрийский (Копский) и Новоюлианский. Последний ещё долго аж до 2800 г. будет совпадать с Григорианским, поэтому говорить о нём, как отдельном календаре пока не приходится. Александрийский мало отличается от Юлианского и весьма ограничен в использовании, а Новоюлианский фактически не отличается от Григорианского, а это значит, что по сути у христиан на сегодняшний день есть только два календаря – старый Юлианский и новый Григорианский, ставший общегражданским календарём для всех стран цивилизованного мiра, хотя его новизна весьма относительна, поскольку введён он ещё в 1582 г. Более древним, но менее популярным считается Юлианский или Византийский, т.е. римско-имперский календарь, который утвердил Юлий Цезарь ещё до Рождества Христова. Кстати, далеко не всем известно, что сначала по Римскому календарю, заимствованному у греков новолетие отмечалось 1 марта, что соответствовало Библейской истории сотворения мiра. Согласно греческой Септуагинте Бог создал вселенную – небо, светила, землю, природу и наконец человека именно вначале весны, когда вся природа оживает и солнце прибывает, увеличивая день и сокращая ночь. Были и некоторые разночтения с мартовскими датами, например, вместо 1 марта какое-то время началом года христиане считали весеннее равноденствие, приходившееся на период между 21 и 25 марта, когда солнечный свет начинал доминировать над тьмой, что должно было символизировать Воскресение Христа и Его победу над смертью. То есть не Рождество Христово, а именно Пасху Христову христиане считали точкой отсчёта – новолетием. Наверняка многие долго придерживались такой точки зрения и после того, как вышел указ императора отмечать новый год с начала января, но христиане отмечавшие новый год по-старому вначале весны из-за этого явно не конфликтовали с другими христианами, не называли их отступниками или еретиками, по крайней мере церковным историкам такие факты неизвестны.
По Юлианскому календарю, который использовала вся Церковь Христова, новый год отмечался с 1 января – эта дата была установлена ещё в 46 году до н.э. Юлием Цезарем, который повелел называть первым месяцем года январь, наименованный в честь бога Януса Двуликого. То есть гражданский новый год уже тогда в первые века Христианства не совпадал с церковным. Впрочем, во времена Константина I, когда Христианство было легализовано и Церковь стала государственным институтом империи и гражданский, и церковный новый год вновь стал отмечаться в марте. Но длилось это не очень долго, приблизительно в 462 при Льве I новый год в Византии стали отмечать уже с 1 сентября, а официально эта дата была учреждена в 537 г. при Юстиниане I. Очевидно сказалось влияние масоретов, по расчётам которых сотворение мiра и соответственно новолетие приходилось на начало осени. Однако многие православные подвижники и хронисты такие, как Максим Исповедник, Феофан Исповедник, Георгий Синкелл и др. такое новолетие, когда природа увядает и солнце убывает не хотели признавать, продолжая считать началом нового года день весеннего равноденствия, в то время приходившийся на 25 марта, и это длилось вплоть до X века. А в Московской Руси и того дольше, аж до XV века, для которой Византия была хоть и примером, но отнюдь не командиром, особенно в вопросах обряда и календаря. Переход новолетия на сентябрь в Московии произошёл лишь при жидовствующем ересиархе Зосиме, которого преподобный Иосиф Волоцкий называл «вторым Иудой». Большинством на Поместном Соборе Руской Церкви были жидовствующие «еретики», которые изменили дату новолетия, сохранив при этом без изменений сам Юлианский календарь. Впрочем, никакими еретиками они не были по утверждению их главного обличителя преп. Иосифа. Чтобы было понятнее (извинити за небольшое отступление от календарной темы) приведу выдержки из статьи известного церковного писателя Владимира Махнача: «Вот так в тех бурных условиях, когда Новгород воевал с Москвой, была основана ересь жидовствующих. Название условно. Во-первых, не очень жидовствующих, точнее, жидовствующих, но не только. Во-вторых, не ересь, конечно. Разумеется, не ересь, потому что «ересью» мы называем уклонение от вероучения. Еретик во всех отношениях есть православный христианин, а в чём-то одном нет. Так обычно возникают ереси. А тут мы имеем дело с законспирированной шайкой, имевшей далеко идущие планы искажать, засорять вероучение и рускую культуру, с ним связанную (...) Что от того кружка осталось особенно интересного? Во-первых, осталась Библия (Ветхий Завет), переведённая по древнееврейскому (масоретскому) тексту. На фронтисписе ссылка на то, что книга издана благословением митрополита Филиппа, разумеется, не священномученика времен Ивана IV, которого мы все знаем, а Филиппа I, который к тому времени скончался и благословить уже ничего не мог. Кроме того, совершенно очевидно, что ни один митрополит не решился бы без созыва собора на такое серьёзное деяние, как изменение (…) Но вторая книга, которая от них дошла, ещё интереснее, она оккультистского свойства, — это Псалтырь. Организована она так, как обычно организована православная славянская Псалтырь, то есть, поделена на кафизмы и славы (статии). То есть неучёному и еле грамотному человеку всё в ней знакомо. Всё начинается, как положено. На второй, на третьей страницах всё нормально, но дальше между псалмами вдруг появляются тексты совершенно стороннего происхождения — одни синагогального использования, а другие, видимо, сочинены в самом кружке жидовствующих. Почему, это не ересь, я уже объяснил. Кстати, это прекрасно понимал Иосиф Волоцкий. Преподобный заявляет в своей книге «Просветитель»: это не ересь, а прямое отступничество. Термина «антисистема» в XV веке ещё не было. Он прекрасно, подробно знал эту публику. Он был главным обличителем (…) А почему не просто жидовствующие, то есть иудействующие? Если бы было просто стремление как можно больше руских перетащить в талмудический иудаизм, то была бы просто конкурентная борьба. К порядку их как-нибудь призвали бы. Всё-таки Мономахова норма не нарушалась: иудеям было запрещено жить в великоруских землях. И тогда-то могло бы закончиться отпадением единиц. Ну чем особенным можно соблазнить к переходу в талмудический иудаизм? Тем, что лишаешься Нагорной проповеди? Причащения? Чтением закона на незнакомом языке? Дело совсем в другом. Цель антисистемы заключалась не в том, чтобы сделать из христиан иудеев, а в том, чтобы испортить их как христиан». https://zen.yandex.ru/media/ makhnach/eres-jidovstvuiuscih-5dbc7e255d6c4b00acca3b45
Святитель Геннадий Новгородский, преподобный Иосиф Волоцкий и др. противники жидовствующих назвали эту реформу календаря «июдейским новолетием», которую навязали христианам масореты. Кстати, именно масоретский перевод лёг в основу того самого синодального перевода Библии, который был сделан в России в XIX веке, и которым до сих пор пользуются все не только православные, но и инославные рускоязычные христиане. Масоретский текст Библии сильно отличается от церковно-славянского, сделанного с греческой Септуагинты. Отличается он также и от Латинской Вульгаты, Готской Библии, Английской Библии Короля Якова и др. переводов. Изменение новолетия не самым лучшим образом сказалось на поместной церкви Московии, где веками формировались авторитарный цезаризм, рабско-холопская покорность, кастово-сословный клерикализм, специфически-аскетическая обрядность с обилием строгих постов, уставов, множеством земных поклонов и рукоцелованиями, характерное уныло-пессимистическое восприятие мiра, конец которого согласно библейским пророчествам и по масоретским расчётам должен был наступить в 7000 г. от Адама, т.е. московиты на полном серьёзе ожидали конец света в 1492-м от Р.Х. Кроме того новое летоисчисление отличалось от первоначального римского аж на девять лет, но в последствии при реформировании римско-имперского Юлианского календаря об этом успешно забылось.
Даже после раскола царства и церкви на римско-католический и греко-ортодоксальный обряды римско-имперский календарь (старый стиль) ещё долго использовался всеми христианами. Так и было до XVI в. пока папа Григорий XIII не ввёл новый календарь, названный его именем. Поводом к принятию нового стиля стали астрономические открытия, доказывающие постепенное смещение дня весеннего равноденствия по Юлианскому календарю, а именно по нему Церковь определяла дату Пасхи Христовой и годичный круг подвижных праздников вкупе с Великим постом, для чего были написаны каноны Триоди постной и цветной, а главное создана специальная методика вычисления Пасхи на несколько веков вперёд, которая называется Пасхалией. Как известно Пасха Христова празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия, т.е. эти вычисления привязаны не к тем или иным календарным датам, которые у каждого календаря свои, а к вращению Земли вокруг Солнца и астрономическим расчётам наступления дней годового круга, а их всего четыре – четыре точки отсчёта, по которым определяется так называемое «движение солнца», день равноденствия весной, день солнцестояния летом, день равноденствия осенью и день солнцестояния зимой. Расхождение в расчётах пасхальных полнолуний с астрономическими были замечены давно и требовалось устранить. И с этим были согласны все не только католики запада, но и ортодоксы востока. Но разногласия между латинским Римом и греческим Константинополем достигли такого накала, что о принятии нового единого более правильного календаря не могло быть и речи. Греки встали в позу, отстаивая Юлианский календарь, который стал принципиальным «вероисповедным вопросом», хотя к вере, как вы понимаете, он не имел никакого отношения. Через год после принятия латинским Римом Григорианского календаря греки на Константинопольском Соборе в 1583 г. хоть и признали неточность своего старого Юлианского календаря, но всё равно отказалась принимать новый, чтобы отличаться от католиков не только обрядом и названием, но ещё и календарём. Опять-таки, каких-либо вероисповедных принципов и уже существующих канонов сей календарный вопрос не касался.
Кстати, о реформировании Юлианского календаря, точнее о смене дат новолетия. Ещё до разделения латинян и греков по календарному принципу в 1544 г. в Священной Римской империи Германской нации новый год официально стали отмечать не в марте или сентябре, а в январе, как в древнем Риме при Цезаре, естественно по Юлианскому календарю, поскольку другого ещё не было. Чуть позже в 1556 г. примеру Германии последовали Польша и Литва, а потом в 1559 г. Пруссия, Дания и Норвегия. Затем в 1563-1564 гг. Карл IX повелел остальным странам Европы отмечать новый год с 1 января, сначала по старому Юлианскому, потом по новому Григорианскому стилю. В др. странах изменение новолетия происходило постепенно, лишь в вначале XVIII в. по указу Петра I новый год велено было отмечать с 1 января, но по Юлианскому стилю, поскольку московиты, как греки были православными старостильниками, тогда как весь Западный католический и протестантский мiр уже перешёл на новый стиль. Кстати, помимо календарного вопроса возникают и др. вопросы, связанные с новолетием. Например, случайно ли 1 января совпадает с днём Обрезания Господня, если учесть, что прежде в Московии такой праздник не отмечался и появился он не раньше начала XVII в., хотя у греков он был известен давно. Откуда он взялся и когда его приняла московская церковь – неизвестно. Иностранные гости, описывая нравы и быт Московии XV-XVI вв., перечисляя церковные праздники, не упоминали почему-то о таком празднике. Как ни странно, некоторые древнехристианские традиции сохранялись в Московии ещё со времён Скифии, Сарматии, Готии, Казарии и Русии, это касается не только празднования новолетия в марте, но и празднования, например, Богоявления. Сей праздник объединял сразу три евангельские события, произошедшие в разные годы жизни Iсуса Христа – Рождество в Вифлееме, Поклонение волхвов в Вифлееме и Крещение в Иордане. Это вольно или невольно указывает на некоторую условность в отношении тех или иных дат, которые лишь в последствии были разделены и привязаны к тому или иному календарю. «Я не уверен, - пишет священник Украинской церкви отец Юрий Прикотенко, - что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было». Иначе говоря, в первые века Христианства эти вопросы не были принципиальными и тем более не имели никакого отношения к вероисповеданию. В западном католическо-протестантском мiре, где христиане живут по новому стилю, поклонение волхвов до сих пор отмечается в день Богоявления 6 января, начиная с 5-го, (в испаноязычных странах католики особенно пышно отмечают этот праздник, называя его праздником трёх царей), а не на Рождество Христово, как у православных старостильников. Правда, в некоторых православных текстах говориться, что волхвы добрались до Вифлеема лишь через 12 дней или даже через несколько месяцев после появления на свет в Вифлееме Богомладенца Христа. Это отражено в древних преданиях восточной церкви, согласно которым волхвы пришли после Сретения или ещё позже спустя аж два года. И всё-таки Вифлеемская звезда, ставшая путеводной для волхвов (магов-царей) в православной традиции стала символом именно Рождества Христова. Однако никто почему-то не ломает копья из-за этого явного несоответствия, никто друг друга не обвиняет в апостасии или ереси, в данном случае понимая, что это всего лишь условные даты.
Итак, начиная с 1700 г. в Московском царстве, потом в Российской империи новый год стали отмечать, как и везде с 1 января, но только по Юлианскому календарю, т.е. с запозданием на 13 дней от католическо-протестантского запада, которому противопоставляла себя Россия и другие православные страны. Таким образом, начиная с XVIII в. римско-имперский календарь, введённый Юлием Цезарем стал ещё и церковным для России, которая во всём пыталась подражать Византии, не только переняв у неё календарь, обрядность и символику Рима, но даже именуя себя «Третьим Римом». Это выглядело нелепо, поскольку Рим всегда был один, а Константинов Царь-Град назывался Новым Римом, но не вторым. Однако амбиции московских монархов, породнившихся с императорским домом ромеев, породили новые мифы с элементами мессианства, особенно ярко это проявилось после падения Царь-Града. Называться «новейшим» Римом было не с руки, поэтому Москву провозгласили «Третьим Римом», а московитов стали назвать «народом-богоносцем», как бы подражая ветхозаветным евреям, которые назывались «богоизбранным народом». Во всём московские цари и российские императоры пытались подражать либо Римской империи, либо Израильскому царству. Именно поэтому использовался Юлианский римско-имперский календарь, учреждённый фактическим основателем Рима-империи.
Как известно в древнем Риме-республике новолетие было тесно связано с январскими календами (они отмечались с 1-го по 5 января), которые лишь завершали цикл языческих праздников, посвящённых рождению солнца, а начинались эти торжества ещё в ноябре с праздника Врумалия в честь Диониса фракийского (длились с 24 ноября до 17 декабря), который затем плавно переходил в праздники Сатурналия и Опалия (с 17 до 23 декабря), а потом в праздник Вота (с 23 декабря до 1 января), после чего и наступали январские календы. Дни зимнего солнцестояния отмечались не только римлянами, перенявшими традиции античных греков, но и др. народами, у которых «рождение солнца» ассоциировалось со своими языческими богами. Так, персы праздновали рождение Митры, германцы и кельты отмечали день Великого Йоля, славяне день Коловрата и все эти народные традиции довольно-таки долго сосуществовали с Христианством. Конечно делались попытки искоренить их силой, ибо восегда среди клириков было много ревностных не по разуму, но в основном христиане мирно уживались с язычниками и даже перенимали их обычаи, которые со временем стали церковными. Став христианами, римляне из числа мiрян продолжали справлять языческие календы, что разумеется не нравилось иерархам и вызывало у них тревогу. Чтобы избавиться от остатков язычества те решили противопоставить дням солнца свой церковно-праздничный цикл, назвав его рождественским, начинался он 24 декабря в сочельник и заканчивался вначале января святочными днями. Языческим игрищам и маскарадам церковь противопоставляла хождение со звездой и сценами в вертепе с волхвами и пастухами. Лишь в IV в., когда Христианство стало официальной религией в Римской империи Рождество начинали отмечать именно в дни зимнего солнцестояния 25 декабря и это было символично, ибо Церковь наименовала Сына Божьего Солнцем Правды. Правда никто не знал, когда именно появился на свет Богомладенец, но важно было взять инициативу в свои руки, поставив во главе угла всей вселенной Спасителя Мiра Iсуса Христа, что по мнению отцов церкви должно было привести к единению всех языческих (народных) традиций с христианским вероисповеданием. В конце концов так и произошло, в итоге появилась одна унифицированная довольно сложная многогранная церковная обрядность с христианскими и языческими элементами. Празднование календ, ставших при Юстиниане I христианско-рождественским циклом, растянувшемся уже на 12 дней от Рождества до Крещенья, которые теперь отмечались отдельно друг от друга (дата Крещения также неизвестна и носит условных характер), стало приобретать более знакомые нам очертания святок. Эта традиция широко распространилась у славян, которые календы превратили в колядки.
(см. окончание)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment